вторник, 28 сентября 2021 г.

И ишак — хорошо, и верблюд — хорошо, а олени лучше!

 


Исконный транспорт ненца — оленья упряжка (запряженные один или несколько оленей в оленьи нарты).  Это и средство транспорта при перекочевке с места на место, и средство, используемое при выпасе оленей.

Несмотря на кажущуюся примитивность, конструкция нарт учитывает многовековой опыт их использования в условиях тундры. Благодаря этому нарты могут годами эксплуатироваться, не разваливаясь.

Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей.

Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.

В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведёт седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом — мужчины на легковых упряжках гонят стадо.

По совершенно непролазным дебрям олени могут, не напрягаясь идти со скоростью 20 километров в час, таща за собой сани с грузом.

Весной, когда на деревьях появляются почки, у оленя начинают расти рога (панты), летом они набирают полную силу, осенью «линяют», к началу зимы «покидая» оленью голову.

Комментариев нет:

Отправить комментарий