вторник, 28 сентября 2021 г.

Не хлебом единым

 


«Здесь, на полуострове Канин, простираются родовые земли представителей ненецких родов, давших начало современным тундровикам, кочующим нынче по воргам Толстого и Тонкого носа. Тут, на просторах Дикарского кряжа, рек Мадахи и Надтей, Малой и Большой Камбальниц, на сопках Бугреницы и Ханибце седа, находятся их корни, их истоки, основа основ жизни оленеводческих родов полуострова Канин.

Считается, что культовые, обрядовые святилища северных народов делились на три группы:

Великие (общенародные), куда приезжали представители всех самодийских родов. Таким святилищем был Козьминский перелесок на границе мезенских лесов и Канина полуострова.

Вторая группа — территориальные. Связанные с определенными тундровыми пространствами, они существовали в местах традиционных кочевий ненецких оленеводческих родов.

И третья группа — семейные или родовые, принадлежавшие и охранявшие отдельные ненецкие тэйпы, связанные семейными или клановыми узами».

Ни один ненец не проедет ворота тундры — Кузьмин перелесок, расположенный на границе мезенских лесов и Канина, не оставив даров духам. Колокольчик, монетки, запчасти от снегохода. Возможен и обмен, но, ни одному путешественнику не рекомендуется брать вещи в этом сакральном месте. В противном случае заблудятся олени, сломаются сани, закружит метель…

Особо почитаемыми в тундре были шаманы. Они были не только духовными наставниками и советчиками, но и лекарями души и тела соплеменников, поэтому им беспрекословно доверяли.

Звание шамана было наследственным и передавалось младшему в роду. Они были особой кастой, которой верили и которую боялись. Большинство этих людей обладали феноменальными способностями к перевоплощениям, в совершенстве владели гипнозом.

Традиционная религия коренного ненецкого населения были язычество и шаманистские практики, которые полностью не изжиты до сих пор, несмотря на то, что первые попытки обратить ненцев в православие относятся ещё к XV веку.

Ненцы считали, что весь окружающий мир населён духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы. От них зависела жизнь людей, удача в промыслах. Духи были добрыми, помогавшие людям во всех делах, и злые, насылавшие на человека болезни и различные несчастья. Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертвоприношений.

Уже в XVIII веке Святейший синод, активно взялся за христианизацию ненецкого народа. Несмотря на многочисленные и многотрудные просветительские походы, осуществлявшиеся в ненецкие тундры 34 года подряд (с 1783 по 1817 год), удалось окрестить лишь 55 самоедов, которые вскоре уехали в свои «заснеженные тундры, и узнать, насколько крепко в них поселилось слово Божье, уж убедиться не было никакой возможности…».

В августе 1824 года по инициативе епископа Архангельского Неофита и при поддержке Александра I была образована особая миссия для духовного просвещения самоедов и обращения их в христианство. Во главе особой миссии в тундры Мезенского уезда прибыл настоятель Антонио-Сийского монастыря Вениамин.

За последующие пять лет силами миссионеров было обращено в Православие боле 3,3 тысяч самоедов. Этому способствовало то, что архимандрит Вениамин овладел ненецким языком. Более того, он составил «Грамматику самоедского языка» и «Лексикон самоедского языка», перевел на ненецкий язык фрагменты Православного Катехизиса и Нового Завета.

Определенные успехи миссионеров позволили Священному Синоду обратиться в 1829 году к Государю с предложением о строительстве в тундрах Мезенского уезда трех православных храмов и домов священнослужителей. В 1831 году в селе Несь в первом населенном пункте Канина был построен первый православный храм.

Введение христианства сопровождалось разрушением ненецких святынь, уничтожением священных мест. На путях кочевых маршрутов возникло более 10 часовен. Однако ненецкое население в своем большинстве продолжало оставаться при собственных религиозных воззрениях.

После осуществления переводов многих священных писаний слово Божье стало преподаваться в миссионерских самоедских школах на Канине.

Так или иначе, благодаря молитвам и песнопениям на самоедском наречии Канинской миссии удавалось крестить ненцев, дав им после обряда крещения новые православные имена и вновь придуманные фамилии. С этими фамилиями, полученными взамен названий рода, ненцы живут до сих пор.

Объединив ненецкие и коми фамилии в один список можно назвать такие их семейства, как Ануфриевы, Ардеевы, Баракулевы, Бобриковы, Ванюта, Варницыны, Вокуевы, Выучейские, Каневы, Канюковы, Лаптандеры, Латышевы, Ледковы, Лукоперовы, Нюровы, Пырерка, Рочевы, Сулентьевы, Тальковы, Терентьевы, Филипповы, Ханзеровы, Хатанзейские, Хозяиновы, Чупровы, Шубины и другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий