Подведу небольшой итог
Мною использована незначительная часть книги С.Григорьева “Полуостров Канин”. Вся книга с рисунками и фотографиями составляет 472 страницы. На страницах книги С.Григорьева читатель найдет не просто официальную информацию про экспедиции по Канину, но и интереснейшие рассказы из дневников членов экспедиции о тех людях и событиях, которые с ними происходили.
На Канине побывали известные мореплаватели, военные моряки различных рангов и специальностей, естествоиспытатели, писатели, гидрографы, геодезисты, картографы, навигаторы, минералоги, физики и математики, филологи, этнографы, геологи, археологи, астрономы, антропологи, медики и гигиенисты, ботаники, почвоведы, географы, зоологи, охотоведы, энтомологи, ученые других направлений.
Учёных для исследования полуострова направляли: Петербургская, а позднее Российская академия наук; императорское Географическое общество; Московский и Санкт-Петербургский университеты; императорский Дерптский университет (позднее императорский Юрьевский университет, ныне Тартуский университет); Казанский и Новороссийский университеты; Хельсинкский (Финляндия) университет; другие научные и общественные организации.
Учёные добирались до полуострова Канина на карбасах с Мезени, Сёмжи, Долгощелья, Койды. Договаривались с местными мореходами. Часто фигурируют в рассказах Фома Увакин с Долгощелья (Долгая Щель), Олимпий и Михаил Масловы из Сёмжи.
Фома Дмитриевич Увакин, крестьянин-промышленник из Долгой Щели, сыграл в истории исследования русского севера, и Канина в частности, весьма заметную роль: еще сравнительно молодым человеком (29 лет) он возил и встречал в 1862 г. П. Крузенштерна, а позднее, начиная с Зографа и вплоть до 1903 —1904 гг. он в качестве опытного морехода является неизменным спутником всех научных экспедиций на Канин. За свои услуги научным экспедициям Фома Увакин был после экспедиции Б. М. Житкова по ходатайству Русского Географического Общества награжден золотой медалью.
Михаил Дмитриевич Маслов мещанин с Сёмжи. Он сопровождал по Канину профессора А. И. Якобия (в 1890 г.) и профессора Н. Ю. Зографа (1877 г.); у него собирал расспросные сведения о канинских промыслах и Б. М. Житков (1902 г.).
Позднее эти экспедиции стали проводиться на военных и транспортных кораблях из Архангельска и Санкт-Петербурга.
Про итоги экспедиций Сергея Григорьевича Григорьева можно говорить много. Их нужно ещё изучать и изучать. Но хочется привести хотя бы один пример – открытие многообразия растительного мира полуострова.
Мне это особо близко. Прожив тридцать лет на полуострове, а затем, переехав на постоянное жительство на 400 километров южнее, в Архангельск, я все время поражаюсь скудности растительности по сравнению с Канином. Особенно отсутствию многообразия цветов.
Приведу, составленный мною по книге, список травянистых, цветочных растений и кустарников, обнаруженных экспедицией Сергея Григорьевича Григорьева на полуострове Канин нос в 1905 году: альпийская вероника, альпийская манжетка, альпийская резуха, альпийский плаун, арабис альпийский, армерия приморская, астра солончаковая, астрагал, багульник, белокопытник, березка карликовая, болотный хвощ, водяная сосенка, водяника, гвоздика, генциана, гирчовник, горец живородящий, горец змеиный, горечавка, гравилат, гроздовник полулунный, грушанка, дерен шведский, диапенсия лапландская, дриада, жирянка, заячья капуста, ива полярная, калужница, камнеломка, кассиопея, кастиллея бледная, купальница, куропаточная мшанка, мытник, нардосмия, незабудка, незабудочник, ожика, орхидея, осока, очиток белый, плаун-баранец, подорожник приморский, полынь, пушица, ромашки, сабельник, селезеночник, сиббальдия, сибирская примула, ситник, смолёвка, сорокопритка, сушеница, таволга, типчак (овсяница валисская), тофильдия, тысячелистник, фиалка жёлтая, царский скипетр, чернобыльник, эвтрема, ясколка.
Такое же многообразие мы наблюдаем по каждому направлению и растительного и животного мира полуострова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий