"Прошло уже две недели, как наша окружная детвора пошла в школу.
Первое сентября всегда и во все годы для учителей и учеников – день торжественный и праздничный.
Эту атмосферу каждый из нас, окончивших советскую или уже российскую школу в самое разное время, оценил сполна. Правда, большинство ребят, конечно, ждали начала учебного года отнюдь не для того, чтобы наконец-то сесть за парты, а скорее всего, чтобы встретиться с «одноклассниками, однокашниками и друзьями», как пелось в одной из школьных советских песен.
Но поскольку композиторы, начиная с 90-х годов прошлого века, так и не придумали, ни одной новой песни о школьном детстве, эти музыкальные произведения и сегодня являются современными и востребованными для всего населения России. И песни: «Первоклашка», и «Не крутите пестрый глобус», «Учат в школе» или «Школьный корабль», строчки из которой всегда звучат на первой школьной линейке: «...и в сентябрьский день погожий, и когда метет февраль, школа, школа, ты похожа на корабль, плывущий вдаль!» – давно уже стали неотъемлемой частью жизни многих поколений учеников разных лет и даже эпох.
Сейчас День знаний – это действительно праздник для всех. Время идет вперед: меняются не только общепринятые правила, но и ценности общечеловеческие. Быть образованным сейчас – престижно, получать образование где-то там далеко: в Америке или Англии – это суперпрестижно.
Но ведь было время, когда даже выезд для получения школьного образования в соседнюю деревню или город становился трагедией и оборачивался нервным срывом для детей и их родителей. Наступления этого дня многие ученики, особенно, первоклашки, ждали со страхом.
Начало сентября в тридцатые, сороковые и даже еще пятидесятые годы для ребят из тундровых стойбищ и рыбацких становищ, охваченных программой всеобщего образования, оборачивалось настоящей драмой – разлука с близкими. Поэтому 1 сентября ждали со страхом, многие мальчишки и девчонки убегали в тундру, надеясь, что их не найдут уполномоченные и они останутся в родном стойбище.
Сейчас многим из нас трудно понять этих детей, которые, не зная русского языка, не зная иной, нежели тундровая, жизни, были вынуждены окунуться в совершенно неизвестную и непонятную для них атмосферу.
Сегодня невозможно представить и объяснить, как можно было насильно увозить детей из тундры, следуя государственной доктрине, спокойно воспринимать слезы родителей и детские рыдания – и все это ради великой идеи всеобщего образования.
Но сегодня трудно представить и детей, которые не хотят учиться. Сегодня перед нашими детьми и подростками распахнулся мир и, скорее, есть другая беда – побывав в большом городе, увидев красивую жизнь, многие молодые люди не хотят возвращаться в тундру к тяжелому труду своих предков.
Сентябрь – время испытаний
Посмотрите на старую пожелтевшую фотографию начала 50-х годов прошлого века. Много ли на лицах малышей радости от наступления 1 сентября?
На снимке запечатлены ученики первого класса Канинской начальной школы, правда, по возрасту это восьмилетки. Ребят из тундры в те годы для адаптации и обучению азам русского языка сначала определяли в нулевой класс, а уже потом вместе со своими деревенскими товарищами они продолжали учиться дальше.
В большинстве стриженых наголо малышах сегодня очень трудно узнать людей взрослых, уважаемых, наших с вами земляков. Сейчас каждому из них далеко за шестьдесят, у них, наверное, есть свои дети и внуки, которых они тоже водили в первый класс и давали родительские наставления на учебу. Куда уж без этого?
Есть среди этих первоклашек и девочки, правда, из-за мальчишечьих стрижек их трудно разглядеть на общем фоне.
Эту фотографию недавно привезли в нашу газету из деревни Кия. Вполне логично предположить, что кто-то, а может, и все первоклассники, заснятые неизвестным фотографом, являются выходцами из этой некогда вполне перспективной деревни Канинского куста.
Здесь в последние годы своего пребывания в Ненецком округе работал самый уважаемый оленеводами и любимый учениками Анатолий Петрович Анашкин.
Школу в Кие закрыли в 1950 году. Фронтовик Анашкин уехал в Архангельск, а тундровые ребятишки плавно перетекли в Шоинскую школу.
Так вот, на этой старой фотографии изображен не только первый класс 1952 года, но еще и молодой учитель, который недавно закончил Нарьян-Марское педучилище. Зовут его Пётр Вокуев, он и сам выходец из оленеводческой династии, поэтому настороженные ребята не воспринимают его как чужого.
Судьба Петра Павловича нам известна, а вот о судьбах его первых учеников-первоклассников Шоинской школы нам бы очень хотелось узнать. Время ведь было тогда необычное, значит, и судьбы человеческие должны быть интересными. Пусть никто из этих первоклашек не стал ученым, знаменитым на всю страну человеком, но он мог стать известным оленеводом, тружеником тундры, геологом, мастером, охотником, учителем, главой большой дружной семьи, которого помнят и узнают до сих пор.
Надеемся, что кто-то из этих «ребят» откликнется на нашу рубрику, вспомнит те школьные годы и расскажет о своей судьбе".
(Статья и фото из газеты Нярьяна Вындер
от 17 сентября 2015 года. Автор Ирина Ханзерова)
Комментариев нет:
Отправить комментарий