среда, 27 октября 2021 г.

Трудные, но не застойные. К 65 - летию округа

 


(Статья из газеты Нярьяна-Вындер за 1994 год. Автор - Христенко Зося Васильевна, ветеран труда).

Я всегда с большим удовольствием читаю «Няръянку», газету, где можно многое узнать о жизни, о делах людей нашего округа. Сейчас у меня нет материальной возможности ее выписывать, но я всегда ее читаю в библиотеке. И вот, прочитав в одном из, ее номеров статью М. М. Истомина, захотелось тоже рассказать о тех «застойных» годах на примере нашего, в настоящее время заброшенного поселка Шойна.

В Шойне я с 1950 года. Все здесь происходило на моих глазах. Действовал крупный рыбозавод, работавший днем и ночью, осуществлялось строительство жилых домов, школы, велась культурно-массовая работа. Об этой работе и хочется сказать, так как я была в клубе заведующей, затем директором ДК с 1954 года до выхода на пенсию.

Мне пришлось работать тогда, когда у руля культуры округа были такие крепкие, умные, добрые, отзывчивые и требовательные руководители, как А. П. Дресвянкин, А. А. Дубкова, Д. В. Кашинцев, Р. В. Костина. Многому я у них научилась, они помогли мне окончить заочно Архангельское культурно-просветительное училище. Я очень им благодарна.

Наш Шоинский клуб, а впоследствии ДК, часто был клубом отличной работы и награждался, участвовал в окружных смотрах художественной самодеятельности. Да, это были трудные годы, но далеко не застойные. Жизнь в те годы в Шойне била ключом, хотя была слабая материальная база. Клуб размещался в приспособленном здании, из музыкальных инструментов был один баян да балалайки.

Вся культурно-массовая работа планировалась и проводилась вместе с работниками средней школы, и участвовали в ней почти все учителя. Несмотря на занятость, учителя каждую неделю в клубе выступали с лекциями и беседами, участвовали в вечерах вопросов и ответов на любые темы. И возглавляла эту работу тоже учительница — Людмила Зосимовна Авдеева.

 А какие здесь ставили спектакли, какие концерты, участниками которых – были учителя и школьники!

 Большими любителями нашей маленькой сцены были учителя Дмитрий Николаевич Кузнецов и Диана Семеновна Анашкина — пусть земля им будет пухом, а в сердцах наших они остаются такими же веселыми, жизнерадостными организаторами всех культурных мероприятий. И за что бы они ни брались, все делали с душой, с огоньком.

А участники нашего хора учителя Н. В. Плотникова, А. Е. Коткина, Р. Ф, Попова, А. М. Римских, У. Я. Носова, Н. Ф. Варницына — все почти выехали уже из Шойны.

 Мало осталось в нашем поселке людей, которые помнят эти так называемые «застойные» годы. Из старожилов учителей, воспитателей только Агния Федоровна Коткина и Антонина Петровна Ружникова. Тогда более двадцати человек постоянно участвовали в хоре. И несмотря на занятость — у всех семьи, работа — шли на огонек клуба. Это такие ветераны хора, как М. И. Ермолина, Л. Г. Коткина, Н. П. Коткина, В. Г. Коткина и многие другие. Шли в клуб и взрослые, и дети — поиграть в бильярд, теннис, шашки, домино, послушать лекцию, посмотреть фильмы, спешили на репетиции. Сейчас не слышно песен в клубе. Нет тут мероприятий, которые бы заинтересовали молодежь и отвлекли ее от пьянства.


 

При Шоинском клубе многие годы работал детский кинотеатр «Дружба», и много оттуда вышло детей, умеющих обращаться с киноаппаратом. А как весело и интересно здесь проходили новогодние Праздники, проводы Русской зимы, проводы в Советскую Армию, вечера «Слава труду» и многие другие.

Председателем исполкома сельского Совета была Марфа Артемьевна Фролова — настоящий руководитель, заботливый товарищ, не забывала она о нуждах поселка. Светлая ей память! На заседаниях исполкома часто заслушивались планы и отчеты о работе в клубе, решали, как лучше провести то ила другое мероприятие.

 А вечером, как и другие участники художественной самодеятельности, спешила Фролова в клуб петь в хоре. И когда начинаешь об этом вспоминать и рассказывать теперь молодым про те «застойные» годы, мало кто верит, а больше с ехидцей улыбаются —   мол, старики вспоминают свою молодость. Да, мы действительно вспоминаем свою молодость, она была не из легких, но интересная.

Помню, в 1963 году осенью, перед октябрьскими праздниками, когда стихия унесла в море все береговые постройки, молодежь Шойны трудилась дни и ночи, чтобы спасти здание клуба. И стихия отступила, а на 7 ноября были праздничный вечер и концерт, хотя за стеной, и под стеной здания клуба плескалась вода.

Одиннадцать воскресников провели люди поселка, чтобы как-то укрепить и утеплить на зиму здание клуба, не прося взамен ничего. И не стыдно об этом вспоминать. И не стыдно об этом вспоминать. Не зря поэт, воспитанник и уроженец Шойны Алексей Пичков: написал о Шойне стихи, где есть слова:

 

Хорошо, и пусть порою грубо,

Море берег с силой отсечет,

Все равно спешат девчата к клубу,

Все равно село мое поет.

 

Что-то море снова неспокойно,

Подошли осенние шторма.

О тебе не пели песен — Шойна,

Ты запела о себе сама.

 

И действительно, Шойна тогда запела. Это была наша песня, и мы ее пели на окружном смотре. В ней есть такие слова:

 

Здесь суровый очень климат,

 Для людей он нипочем.

 Добиваются успехов

 Они доблестным трудом.

 

Хорошие, задушевные слова этой песни были написаны в 1963 году и посвящены директору Шоинского клуба Зосе Христенко (Гудаевой). Песня нашла признание, ее пели на сцене, дома в кругу друзей, она прижилась и полюбилась всем, и до сих пор живет.

Из воспоминаний: “Это было в 1963–1964 годах. Мы готовились к окружному смотру художественной самодеятельности. У меня был неплохой женский хор, а аккомпанировал на аккордеоне солдат Ашот Мнацаканов, отличный музыкант, композитор и поэт. Мы вместе готовили концерты. Посвятил он мне несколько песен. Гимн Шойны мы исполняли на смотре художественной самодеятельности в Нарьян-Маре, и он очень всем понравился. Где теперь Ашот, я не знаю”.


 

Первое исполнение гимна на сцене Дома культуры п. Шойна под рукоплескание зала выполнила в 60-х годах Христенко Зося Васильевна.

И люди трудились на совесть на любом участке. Много добывали рыбы. Зимой самолетами вывозили рыбу сотнями тонн. А в каких же условиях живут сейчас здесь люди, отдавшие все свое здоровье работе, делу?

Кто бывал в Шойне, тот знает, что это за условия: и климатические, и жилищные. Летом песок везде по самые крыши, зимой — снег выше крыш тех домиков, какие еще держатся и остались от бывшего рыбзавода, а люди продолжают здесь жить, трудиться, растить детей, да и выехать им некуда и не на что.

Единственный вид транспорта — самолёт и вертолет, цена которых, чтобы добраться до Архангельска одному человеку—150 тысяч рублей, а с семьей как же выезжать? Невозможно! И хочется задать вопрос: так, когда же были эти «застойные» годы? Я их не помню.


 

 Помню, как отмечали 50-летие Ненецкого округа. Два дня шли концерты и взрослые и детские. Все было сфотографировано, директором школы М. В. Гудаевым и уже через два дня в Клубе висел большой фото стенд. Были и школе подарены директором альбомы с фото участниками-учениками этих событий, где они теперь? Я, помню, да и многие старожилы также, о том, как воскресники проходили весной по распиловке дров школе, по уборке тротуаров от снега. Все население поселка участвовало в них, с музыкой, с песнями. И эти дни были настоящим праздником труда.


 

Наша школа двухэтажная, со светлыми и просторными классами и коридорами, стоит уже несколько лет, смотря пустыми полуразбитыми глазницами окон, расковерканная внутри. А ведь здание школы не старое, и такое здание разрушать — это безумие. В 1976 году, когда директором школы стал М. В. Гудаев, он поставил целью теплофицировать школу. И сделал это, жертвуя трудовым отпуском. За восемь лет директором он ни одно лето не выезжал в отпуск, а занимался ремонтом, чтобы дети в школе чувствовали себя, как дома.

Но кому пришла мысль в голову разрушить здание школы и забросить, не лучше ли было ее отремонтировать? Нет, никому этим делом заниматься не хотелось. А здание школы стоит, напоминая о том «застойном» времени, пока его не растащат по бревнышку. Много из этой школы вышло, выпускников, ставшими специалистами и разъехавшимися по разным уголкам страны. Кто-то мог бы вернуться после вуза и работать здесь, если бы создавались здесь нормальные человеческие условия, главное, жилищные условия.

Еще пример. Здание, где расположен Дом культуры, тоже было заброшено, это здание бывшего интерната. Но ведь сумели, же его отремонтировать, теплофицировать. И сейчас это неплохое здание. К сожалению, редко в этом здании вечерами огни, редко звучат песни, разве что по субботам и воскресеньям танцы, если это можно так назвать. Мне кажется, причина здесь в безответственном отношении к делу и самих работников ДК. Нет контроля и требовательности со стороны администрации поселка и отдела культуры администрации округа. Жаль наших поселковых детей, внуков. Что они получают, смотря только телевизионные передачи, которые частенько и смотреть-то детям нельзя?

А если бы как раньше, в «застойные» годы, работали кружки по интересам и художественной самодеятельности, то не было бы и безобразий, дети не шатались бы по улице, а находили бы занятия или в клубе, или в школе. Помню, как в 70-е годы сами ребята в клубе решили создать вокально-инструментальный ансамбль. Сколько было энтузиазма! Все смастерили сами, своими руками, и заиграл ансамбль, и запел на сцене, ничего не прося взамен.

 А какие спортивные праздники проводил учитель Евгений Михайлович Насонов — участвовали и взрослые, и дети. Кто может возразить, что этого не было? Думаю, что нет человека того времени, чтобы всего этого не подтвердить.

 Я прошу всех старых работников культуры откликнуться на статью М. М. Истомина и на страницах газеты рассказать о том трудном, но замечательном периоде в жизни округа, о его людях, о их работе, творчестве, энтузиазме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий