вторник, 28 сентября 2021 г.

“7 да 3 равно 10? Нет – 73”

 


      Как быстротечны годы?
   Живём, живём, а оказывается нам уже не десять лет, а аж семьдесят три. Детские воспоминания не дают нам в старости покоя.

    Вспоминаю далёкий пятьдесят шестой год. Мне 10 лет (7 да 3). Прошло семь лет нашей безвыездной жизни в далёкой заполярной Шойне. В октябре 1949 года в Мезенской больнице умирает отец, вернувшийся с войны больным. Мать не может выехать на похороны из-за отсутствия транспорта. Отца хоронят родственники, проживающие в те годы в Мезени. Только летом 1956 года матери удается вылететь на самолёте в Мезень на могилу отца. Берёт с собой она и меня.

    Остановились мы в Малой Слободе у материного брата Антона. Домик стоял недалеко от аэропорта в крайнем ряду к реке, как говорят “на угоре”, Набережная 39. Вдоль всего этого крайнего ряда домов и до аэропорта были настланы мосточки. На самом краю угора, в нескольких метрах от дома, стояла скамеечка. Помню, что любил сидеть на этой скамейке и любоваться окружающим миром. Внизу, чуть вдали от угора, река. За рекой рабочий посёлок Каменка со своими далеко заметными трубами. Ну и совсем рядом взлетно-посадочная полоса аэродрома с поднимающимися и садящимися самолётами.

 


       Семья у Антона Мироновича была тоже большая пять дочерей и сын. Дом, в котором они жили, как мне рассказывали, был в своё время перевезён ещё из Койды, так называемый мироновский дом. Дом был старый, уже отслуживший своё. Антон Миронович с сыном Кимом в тот год уже начинали строить рядом новый дом. Уложенный рядом штабель очищенных от кожуры брёвен был тому подтверждением. После той поездки мне долгие годы не приходилось больше бывать в Мезени. Как шло строительство, и куда делся старый дом, я не знаю. Только когда в середине шестидесятых годов я вновь, проездом в Архангельск, побывал у них, жили они уже в новом доме. В том новом доме Антон с женой Ульяной вырастили всех своих детей, да и сами жили, пока не умерли.

      Понимаю сейчас, что в 1956 году мне посчастливилось повидать ещё дом моего прадеда Мирона Прокопьевича, дом в котором в Койде выросла моя мать Нина Мироновна. Жили мы у дяди Антона совсем немного, но воспоминания остались. Это был большой бревенчатый дом. Помню, что были сени, которые занимали довольно большую часть здания. В сенях была скамейка, бочка под воду и ещё много другого. Помню воду, приносили девчонки в ушате с коромыслом, дочери дяди Антона. Я ещё удивлялся: “Как же у них силы то хватает?” Но в ответ они только улыбались. Видать для них это было привычным делом. Сам ушат из дерева был уже тяжёлым, а тут ещё он был заполнен до краёв водой.

 


        Шойна, откуда мы прилетели с матерью в Мезень, расположена километров на двести севернее. В те годы жизнь там по-настоящему кипела. Это был большой рыбацкий посёлок с многочисленными рыболовецкими судами, причалами, где происходила разгрузка упаковка морепродуктов в бочки для последующей отправки на большую землю. В Малой Слободе же жизнь, как мне показалось, была какой-то спокойной, размеренной, даже скучноватой. Малая Слобода чем-то мне напоминала деревню, показанную в фильме “Солдат Иван Бровкин”.

       В жилой комнате стояла огромная русская печь. Помню, что спал на полатях этой печи. Мне рассказывала мать тогда, что спать на них было полезно для здоровья. Проведённая ночь на полатях помогала избавиться от всяких простудных заболеваний. У нас в Шойне таких печей не было. Зимы были холодные, сильные северо-западные ветра выдували за ночь всё тепло из комнаты. Накрывали на себя во время сна всё, что было можно. А тут такая лафа. Теплые камни все косточки за ночь прогревали.

       Для того чтобы найти могилку отца нам предстояло сходить к родственникам отца в Большую Слободу. Там после войны жил брат отца Евгений, тоже фронтовик, кавалер трёх орденов, которого уже к нашему приезду в живых, к сожалению, не было, но жила его жена Анисья. Она-то нам и показала место, где был похоронен мой отец.

      Похоже, нас с матерью кто-то сопровождал из родственников, не помню уже кто, так как сами мы найти квартиру, где жила Анисья Гудаева, не могли, просто не знали. Дорога шла по мосточкам до конца Малой Слободы, затем пустырь, кладбище и наконец, Большая Слобода. Пока шли по пустырю вдоль кладбища и переходили небольшой мостик наслушался от матери страшных рассказов про разбойников, которые нападали в старые времена на прохожих и грабили их, про волков которые охотились за зазевавшимися или пьяными людьми. На кладбище насмотрелся на огромные мраморные памятники, где часто фигурировала фамилия Окладниковых. Были какие-то странные ощущения, как будто ты чувствуешь то прошедшее время, в которое жили эти умершие уже люди. Всё-таки детская натура более чувствительна. Прошло столько лет, а я до сих пор ощущаю какой-то трепет в душе и волнение от увиденного тогда. Были мысли, что ты встретился с прошлым, в котором ты не жил, но жили твои предки, каждый из которых оставил свой след на этой земле.

       Тетя Анисья жила в Большой Слободе в квартире двухэтажного дома не одна, а вдвоём со своей матерью. В тот же день мы сходили с ней на кладбище. Анисья показала нам вначале место, где был похоронен её муж Евгений Васильевич Гудаев, а затем, и могилу моего отца. Небольшой холмик и брусок квадратной формы высотой с метр. Помню, что нацарапали мы на том бруске фамилию и имя отца. Кладбище уже в то время было в Мезени огромным. Найти самим могилу отца в последующих поездках мы так и не смогли. Анисья с матерью вскоре переехали из Мезени в другой город, к дочери. Живым я видел отца один раз, когда он приезжал в Шойну в перерыве между больницами. Но не было мне тогда и трёх лет.

       В последующие годы, когда уже, будучи взрослым, летал через Мезень в Архангельск, я всегда вспоминал об этом святом для меня месте. И это как-то помогали преодолевать те трудности в жизни, которые привносила судьба. Вот такие воспоминания остались у меня от этой поездки. Мне тогда было десять лет.

       Сегодня мне уже семьдесят три исполнилось. Как же за эти годы изменилось время, изменились люди. Сравнивая те далёкие годы с днями сегодняшними, прихожу к выводу, что главное отличие в людях, в их отношении ко всему окружающему нас, к происходящим событиям в стране и мире.

       В те далёкие годы, несмотря на трудности послевоенных лет, люди были добрее, проще и доброжелательнее друг к другу. Скорее всего, и тогда не каждый читал двенадцать принципов из морального кодекса строителя коммунизма, кстати, вот один из них: “Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат”.

       Но могу с уверенностью сказать, что наше поколение было воспитано именно на этих принципах и именно по ним жила подавляющая часть общества в пятидесятых – семидесятых годах. Благодаря этим принципам общество было сплоченным, уверенным в завтрашнем дне. Критика была тоже, как же без неё? Но это была открытая критика, критика с человеческим лицом. Именно по этой причине многие из людей пожилого возраста не воспринимают положительно происходящие события в стране после девяностых годов. “Воспитаны не так”.

      Сегодня эти принципы многими воспринимаются с усмешкой. Но что мы имеем на замену? Взять хотя бы принцип приведённый мною выше. Ну, какой сегодня человек человеку товарищ, а тем более брат? В поисках наживы один переступит через другого, и не оглянется. Уважением сейчас пользуется богатый человек. Неважно где он взял свои богатства, честен этот человек перед другими или вор и конченый проходимец. Говорят “Умеет жить”. Бедный, значит, не умеет жить. Вот и весь моральный кодекс нынешнего строителя капитализма. Кого же на таких принципах можно воспитать?

      Сегодня мир как будто сошел с ума. Да ладно мир, далеко ходить не надо, как говорят “зло ходит рядом”. Кругом царит жадность наживы. Ради денег, жизненных благ, а порой вообще необъяснимо ради чего люди способны на всё. Вот сообщения только нескольких дней ноября месяца этого 2019 года: “в Новодвинске сын зверски забил пожилую мать инвалида”, “в Нарьян-Маре мужчина зашел в детский сад и зарезал ножом спящего ребенка прямо в группе”, “в Санкт-Петербурге преподаватель у себя на квартире убил и расчленил студентку” и т.д. и т.д. Какой-то звериный оскал навис над нами. Нет ничего святого в душе у этих “людей”. Я здесь не о вере, а о чистоте человеческой души. С чем человек пришёл в этот мир, какие душевные качества в нём воспитали родители, учителя, жизнь одним словом.

      Куда мы сегодня идём? У людей всё больше и больше неуверенности в своё будущее и будущее своих детей и внуков. Разве я не прав?

     М.Гудаев. г. Новодвинск. 15 ноября 2019 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий